Get Adobe Flash player

10 заповедей родителей

12-01-2018

10 заповедей для родителей: 1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не требуй...

Подробнее »

На консультациях родители часто задают вопрос «Как справиться с манипуляцией со стороны ребенка?» На днях прочитала книгу Ирины Млодик «Школа и как в ней выжить». В ней есть хорошая информация на эту тему. Спешу поделиться информацией с родителями, учителями и с теми, кому эта тема интересна))))

«Ребенок или взрослый, выбравший для своего контакта с другими людьми манипулятивное поведение, достаточно быстро укрепляет его и оттачивает собственные манипуляции, переводя их в повторяющиеся игры. Основа игры в том, что такое поведение приносит человеку некий бонус, по крайней мере в момент совершения игры. Оно позволяет ребенку или взрослому получать что-то важное или избегать чего-то неприятного.

Рассмотрим типичные манипулятивные игры, в которые часто играют дети (и не только они).

Нытик – вечно жалуется, ничего не может, все время запрашивает помощь. Цель – добиться внимания, поддержки, избежать напряжения, не делать того, чего не хочется, не брать на себя ответственность. Нытик отлично освоил свою беспомощную субличность и совсем не знает (или не хочет знать) о сильной своей стороне. Если поддерживать нытика в его игре, – а он очень провоцирует на это! – то придется прощать ему его слабое здоровье, плохое самочувствие, вечные отговорки из-за многочисленных неприятностей, которыми он будет щедро и постоянно делиться с вами.
Не потыкая нытику, а обучая его искать решение и опираться на свои силы, открывая самые разные стороны его личности и характера, мы поможем ему значительно больше, а сами избежим использования нашей личности в нездоровых целях.

Крутой – постоянно демонстрирует собственную силу или еще какую-либо особенность, часто подавляет других, нередко ведет себя вызывающе, провоцируя конфликты. Цель – подчинить себе окружение, почувствовать собственное величие и неуязвимость, избежать обнаружение и признания собственных слабостей, оплошностей и ошибок. Крутой пытается скрыть ото всех и от самого себя свои слабые стороны, опираясь на силу, напор, проявление власти, совершенствуя способы подчинения окружающей своей воле.
Поддерживая крутого в его игре, испытывая страх и реагируя на его нажим, протест, хамство, грубость слезами, отступлением, боязнью, мы укрепляем в нем желание взращивать именно эту его составляющую.
Понимая, что за всем антуражем, что нам демонстрирует в игре крутой, стоит неуверенный человек, который сам много боится, но тщательно это скрывает даже от самого, помогая ему обнаружить в себе доброту, сочувствие или творческое начало, мы даем ему шанс перестать играть в манипулятивные игры.

Душка – самый отзывчивый, он помогает всем и всегда, даже тогда, когда его никто не просит. Цель – добиться безупречным поведением и обволакивающей заботой признания, любви и преданности окружающих, избежать конфликтов, неприятностей, которые могут привести к отвержению, осуждению или неприязни. Душка постоянно отказывается от собственных интересов, попустительствует нарушению его психологических границ, взращивая в себе жертвенную и спасательскую сторону. В итоге при своем старании он часто не достигает того, чего хочет, потому что все вокруг начинают его ценить за то, что он делает для них, и перестают видеть, замечать, уважать и любить его самого.
Если вы действительно хотите ему помочь, а не играть с ним в такие выгодные на первый взгляд игры, то ваша задача показать ему, что вы уважаете и цените его не тогда, когда он заботится обо всех и о вас в том числе, а когда проявляет себя, выражает свои мысли, отстаивает собственную позицию. Его стоит почаще спрашивать «А что ты хочешь? В чем тебе нужна помощь? А как бы ты поступил?»

Хулиган – один из самых сложных типов для учителей, поскольку он один из тех, кто всегда будет нарушать порядок. Цель – показать всем, что с ним лучше не связаться, не ожидать от него выполняя правил, примерного поведения. Он избегает зависимости, жесткой структурированности, скуки, размеренности, порядка.
Хулиган, как правило, не понят в своем бунте против правил и зачастую случившееся непонимание возводит в абсолют. Он борется со скукой и зависимостью, становясь зависимым от этой борьбы. Обнаружить в хулигане творческую личность и направить его бунтующую энергию в продуктивное русло – непростая задача. Но даже если вы перестанете с ним бороться и увидите в нем очень одинокого, страдающего и непонятного другим человека, это уже даст ему шанс отказаться от привычной, но надоедающей ему самой роли.

Зануда – этот как раз «за» правила, точнее, за неукоснительное их выполнение. Он убежден, что если есть заведенный кем-то порядок, то нарушить его – величайшая из глупостей. Цель его – обеспечить предсказуемость жизни и справедливость, ощущение собственной «хорошести», а по возможности – собственной исключительности. Он избегает неожиданных поворотов, в которых может оказаться не «на высоте», неизвестных и незапланированных заранее событий, потому что не уверен, что сможет справиться и получить высший балл по собственной шкале. Зануда, призывая вас к четкости, структурированности, суперсправедливости всегда и во всем, будет возбуждать в вас страх оказаться перед ним некомпетентным или недостаточно справедливым, мудрым честным.
Но если вы поддерживаете в нем эту игру, не замечая его колоссальной тревоги, от которой он и пытается избавиться таким странным способом, то вы скорее всего укрепляете его критичность, тревожность и требовательность. За его криком о справедливости, за его резкой или занудной манерой всех критиковать скрывается настойчивое желание быть принятым без всяких оценок и условий.
Если научить его меньше бояться ошибок, больше чувствовать собственную спонтанность, если принимать его без всяких условий, есть шанс увидеть вместо зануды совсем другого человека».

Как реагировать на манипуляцию?
Предварительный этап. Проанализировать, каким способом, кто именно и с какими целями вами чаще всего манипулирует. Манипуляцию можно отличить по наличию собственного дискомфорта, который практически всегда неизбежен, если с вами обошлись как с вещью. На манипулятивную фразу трудно прореагировать прямо, чаще всего – нечего сказать. По крайней мере в первый момент вы точно будете несколько растеряны. Это оттого, что манипуляция – косвенное обращение, на которое трудно ответить прямо.

Очень важно понять, какие из ваших чувств чаще всего использует манипулятор в своих целях. У кого-то быстрее всего «запускается» вина, у кого-то жалость, у кого-то страх. Поняв, какое чувство для вас наиболее болезненно, вы поймете, на чем вас легко подловить манипулятору. Проработав свои страхи, тенденции чувствовать вину, жалость, зависть или стыд, вы станете практически неуязвимыми для манипулирования.

Актуальный этап (то есть как реагировать непосредственно). Если возможно, взять паузу, которая позволит отследить чувство, выяснить недостающую информацию и скрытые цели собеседника. Важно осознавать, хотите ли вы или нет, чтобы вами пользовались как вещью (на символическом уровне конечно). В случае если вы хотите сохранить собственную личность и не поддаться на манипуляцию, вам предстоит либо обозначить свои психологические границы, либо прояснить скрытые намерения собеседника.